Для участников внешнеэкономической деятельности вопрос определения и контроля происхождения товаров является крайне важным. Именно в зависимости от страны происхождения товара в современных условиях дифференцированно могут применяться ставки ввозных таможенных пошлин, антидемпинговые пошлины, предоставляться преференции в виде частичного снижения размера ввозной таможенной пошлины, либо полного освобождения от её взимания. Кроме того, во многих случаях страна происхождения товара влияет на применение к такому товару запретов и ограничений как при его импорте, так и при экспорте. Актуальность вопросов происхождения возросла после принятия Правительством Российской Федерации распоряжения, утвердившего перечень иностранных государств и территорий, совершающих недружественные действия в отношении Российской Федерации, российских юридических и физических лиц.
В целях определения и подтверждения происхождения товаров используется признанный на международном уровне, регулируемый соглашениями Всемирной торговой организации и стандартами Всемирной таможенной организации институт определения и контроля происхождения товаров.
Для таможенных органов контроль достоверности сведений о происхождении товара - обеспечение работы экономических инструментов государственного регулирования внешней политики государства.
Для бизнеса ясность и понятность подходов к определению и контролю происхождения товаров – возможность бесшовно подтверждать право на получение тарифных преференций, освобождения от уплаты антидемпинговой пошлины или неприменение специальных экономических мер.
О поиске баланса в процессе реализации задач сохранения эффективности внешнеторговой деятельности и соблюдения интересов государства пойдет речь на круглом столе.